Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

М.Е. Бычкова, Н.М. Рогожин, Н.А. Соболева

 

 С П Р А В К А

 О РОССИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ

 

       C cайта Института российской истории АН, iri-ran.ru/aktual-ru.html.  

 

Историческая хронология – это не только восстановление достоверности памятных дат, а, прежде всего понимание исторического процесса, которое немыслимо без знания исторической последовательности событий[1]. Поэтому вопрос об исторической хронологии мировых цивилизаций и календарных систем нельзя рассматривать в рамках одного государства и одного народа. При этом следует учитывать, что характер счета времени у тех или иных народов связан с принятием определённой религии. Там где господствующей религией являлось христианство, времяисчисление велось по солнцу. Там же, где господствующей религией был ислам, применяется счёт времени по Луне.

 

В 325 г. на Никейском церковном соборе солнечный, юлианский, счёт времени был признан обязательным для всех христиан. В Юлианском календаре средняя продолжительность года  равна 365 суткам 6 часам.  Он был больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Эта разница ежегодно  накапливалась и привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 уже в 10 суток. Это грозило в будущем перемещением главного христианского праздника Пасхи с весны на лето. По церковным правилам Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, приходящегося на период между 21 марта и 18 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. В 1582 г. при папе Григории  XIII католическая церковь осуществила новую реформу, по имени которой новый календарь и получил своё название. Григорианский календарь сразу же был принят в римско-католических странах - Италии, Испании, Португалии, во Франции в декабре 1582 г, в германских государствах в феврале-марте     1759 г., в Англии – в августе – сентябре 1752 г., Швеции – в феврале – марте 1759 г.[2] 

 

В России в соответствии с международной дипломатической практикой   Григорианский календарь (новый стиль) был введен декретом  Совета Народных Комиссаров от 24 января 1918 г. Согласно которому после 31 января было решено считать сразу 14 февраля.  В православном обиходе осталось юлианское летоисчисление (старый стиль), который сохраняется и до настоящего времени.

 

В XVI и XVII вв.  когда была проведена реформа 1582 г., разница между Юлианским и Григорианским календарями составляла 10 суток, с 2 марта  1700 г. 11 суток, с 1 марта 1800 г. до 12 суток, а затем с марта 1900 г. до 13 суток. В 2000 г. разница осталась прежней (13 суток) и достигнет 14 суток только в 2100 г[3]. К сожалению, в настоящее время наиболее часто встречающаяся ошибка законодателей устанавливающих дни празднования состоит в том, что Григорианский календарь, по их мнению, всегда опережал Юлианский на 13 дней[4].

 

В Древней Руси была принята византийская система летосчисления от сотворения мира. В течение многих веков началом нового года считалось 1 марта. Однако с 1492 г. в соответствии с церковной традицией начало нового года официально было перенесено на 1 сентября.

 

Но и в том, и другом случае летосчисление велось согласно римскому календарю (Юлианский календарь). Считалось, что от сотворения мира до рождества Христова прошло 5508 лет.

 

В большинстве стран Европы именно рождество Христово и стало началом летосчисления – так называемой новой эры. В России же счет времени по-прежнему вели от сотворения мира.

 

Этот порядок существовал до 1 января 1700 г., когда Петр I своим указом ввел в России летосчисление со времени рождества Христова (новая эра), как и в других европейских странах, но сохранил при этом действие Юлианского календаря.

 

Поэтому для перевода, скажем, летописных дат до 1700 г. необходимо отнимать от них 5508. При этом мы получаем дату Юлианского календаря, ведущего счет годов от рождества Христова, т.е. от новой эры.

 

Но как быть при этом с мартовским или сентябрьским началом нового года?

 

Если дата исчислялась по мартовскому стилю, то январь и февраль попадали на предшествующий год, и необходимо было вычитать не 5508 лет, а 5507 лет. С начала марта месяца вычитать уже следовало 5508 лет.

 

Если же летосчисление велось по сентябрьскому стилю, то с января по август следовало вычитать 5508 лет, а с сентября по декабрь 5509 лет, так как начинался уже следующий год.

 

В случае, если был известен лишь год, но отсутствовало указание на месяц, то для мартовского стиля вычитать следовало 5507/5508 лет, а для сентябрьского 5508/5509 лет. Соответственно и дата по Юлианскому календарю получалась двойной. 

 

 При переводе дат до ХVII века включительно на современное летосчисление всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю, или по старому стилю. Чтобы выразить установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, т.е. увеличить её, дату, на необходимую разницу между старыми и новыми стилями. Эта поправка необходима  для датировки событий происходивших после введения в 1582 г.  Григорианского календаря.

 

Следует также отметить, что в исторических источниках нередко вместо точной даты имеются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники делятся на две группы: подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Подвижные праздники не имеют постоянной фиксированной даты и приходятся из года в год на разные числа календаря. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца. Из последних в источниках часто можно встретить следующие: Крещение – 6 января, Сретенье – 2 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта, Николин день весенний – 9 мая, Ильин день – 20 июля, Преображение Господне – 6 августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа, Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября, Николин день осенний – 6 декабря, Рождество Христово 25 декабря и др. Все даты здесь приведены по Юлианскому календарю. Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от неё определёнными постоянными сроками (до Пасхи и после неё). Например, Вознесение Господне – четверг, через 39 дней после Пасхи, Вербное воскресение – за 7 дней до Пасхи, Фомино воскресение – через 7 дней после Пасхи, Вход Господень в  Иерусалим – за 7 дней до Пасхи. Руководством по всем вопросам  связанным с определением Пасхи является специальная таблица – «Пасхалии»[5].     

 

В преамбуле Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г. сообщается, что данный закон устанавливает «дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков»[6].         

 

Тем большее недоумение вызывают некоторые установленные Федеральным законом дни воинской славы. В самом деле, 18 апреля объявлено  днем «победы русских воинов князя Александра I Невского над  немецкими рыцарями на Чудском  озере (Ледовое побоище, 1242 год)». Разработчики  закона исходили, как видно, из того расчета, что  к хорошо известной дате этого исторического события, указанной в источниках (например, в летописях) по юлианскому календарю (старому стилю) 5 апреля, следует добавлять 13 дней, чтобы перевести ее на григорианский календарь (новый  стиль). Между тем, разница в 13 дней наступила  только с 1 марта 1900 г., а для XIII века пересчет дат не требуется.

 

Подобный просчет допущен и в отношении других исторических дат: день победы над татаро-монгольскими войсками в Куликовской битве предписывается отмечать 21 сентября, тогда как следовало бы 8 сентября  1380 г.  Точно так же неверно было намечено на 4 ноября празднование дня «освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)» (правильно – 5 ноября, поскольку событие произошло 26 октября 1612 г., причем  в XVII в. юлианский календарь отставал от григорианского на 10 дней).

 

Ошибочная установка законодателей, полагающих, что григорианский стиль всегда опережал  юлианский на 13 дней, сказалась и на установленной ими дате празднования «победы русской  армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)» – 10 июля. Правильно было бы 8 июля, так как по старому  (юлианскому) стилю Полтавское сражение произошло 27 июня 1709 г., а разница стилей для   XVIII в. – 11 дней. Соответственно следует исправить и другие памятные даты: морское сражение при мысе  Гангут не 9, а 7 августа (27 июля по старому  стилю 1714г. плюс 11 дней); взятие Измаила – не 24, а 22 декабря (11 декабря по старому стилю 1790 г. плюс 11 дней); победы русской эскадры над турками у мыса Тендра – не 11, а 8 сентября  (сражение началось 28 августа 1790 г. и закончилось на следующие сутки, плюс 11 дней); Бородинское сражение – не 8, а 7 сентября, или 26 августа по старому стилю 1812 г. при разнице  между стилями для XIX в. в 12 дней; победа при Синопе не 1 декабря, а 30 ноября (18 ноября по старому стилю 1853 г. плюс 12 дней).

 

          Число хронологических несуразностей встречающихся в нашей литературе достаточно велико, что свидетельствует о необходимости соблюдения научно обоснованных правил определения дат.

 

          Таким образом все даты по 1581 г. включительно  следует оставить неизменными как это принято в международной практике до сегодняшнего дня. Далее с 1582 г. добавляем 10 суток, с 2 марта 1700 г. - 11 суток, с 1 марта 1800 г. – 12 суток, с марта 1900 г. – 13 суток до 2100 г.

 

 


[1] См. Каменцева Е.И. Хронология. М. 2003.

[2] См. Селешников  С.И. История календаря и хронология. М. 1972. С. 153- 164.

[3] Леонтьева Г. А., Шорин П.А., Кобрин В. Б.  Вспомогательные исторические дисциплины. М. 2000. С.287. 

[4] См. Чекунова А.Е. , Комиссаренко А.И. Делетантизм в исторической хронологии. // Вопросы истории. М. 1996. С. 171-174.

[5] См.  Каменцева Е.И. Указ. Соч. Приложение.

[6] Российская газета, 15.III.1995.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова